Результаты исследования фахверковой архитектуры

С. Л. Агафонову, существуют две системы построения архитектурной формы: «Едва ли не с первых шагов архитектура Древнего Востока и Египта идёт по пути геометризации природных форм и объёмов, главным образом наблюдаемых в неорганической природе, обобщённых и контрастно противопоставленных окружающему.  Иная система построения архитектурной формы … лежит в основе мышления художников Индии, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока — Китая и Японии. Она отличается значительно большей степенью зависимости от форм, непосредственно встречающихся в природе, особенно в органическом мире». Речь идёт о линейной и нелинейной архитектуре. Линейная архитектура в чистом виде проявила себя в направлении конструктивизма. Яркими переосмыслениями философии китайской архитектуры в Европе явились барокко, рококо, штейнеровский и гаудианский модерн. Нелинейные черты проступают в стиле сторибук, созданном на основе фахверка.

Параллели с аутентичной фахверковой техникой строительства можно найти среди жилищ разных видов животных (табл. илл. 1). При том, что в них, как и в фахверке, используются местные материалы: ветви, трава, глина, пух и т. д., все эти виды жилищ нелинейные и напоминают постройки ранних человеческих культур.

Истоки фахверка восходят к зодчеству древних людей. Жилища неандертальцев могут быть отнесены к протофахверковым: каркас из костей мамонта и заполнение шкурами. Существовали также хижины из ветвей, подобные той, что найдена на склоне горы Борон близ Ниццы. Эволюция нелинейного протофахверкового зодчества представлена в таблице иллюстраций 2. В качестве опорных конструкций — предшественника каркаса — использовались как части растений, так и кости мамонтов. В качестве заполнения выступали шкуры. До определённого периода такие жилища представляли собой интерпретацию гэра, юрты, чума. Фахверкоподобные конструкции встречались также в зодчестве крито-микенской цивилизации, Древнем Китае. Небезынтересным является тот факт, что из стоечно-балочной системы, родственной фахверку, произошла ордерная система — направление линейной архитектуры.

В целом, можно отметить, что древние культуры, благодаря накопленному комплексу знаний по математике, геометрии, материаловедению, смогли упорядочить деревянно-каменное и деревянно-глинобитное строительство таким образом, что объекты протофахверковой архитектуры стали нести в себе прогрессивные черты, воспроизводимые в той или иной степени вплоть до настоящего времени. По странному стечению обстоятельств эти технологии — прямое продолжение античности — не испытали на себе упадка в средневековье, а наоборот, подверглись постепенному усовершенствованию. Если технологии создания различного рода устройств, подобных Антикетерскому механизму, были утрачены, то фахверк обрёл своё совершенство в эпоху позднего средневековья.

Автор Гавриков Д.С.

Оцените статью
НЛК Домостроение